Документация логопеда - УЧИТЕСЬ русскому языку вместе с RusForAll! Закажите свой учебник прямо сейчас

Для организации и фиксирования коррекционно – развивающего процесса, проводимого учителем–логопедом, существуют различные виды документации.

Часть 1. Организация работы учителя – логопеда в школе

Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить:

  1. Инструктивное письмо
  2. Сборник приказов и инструкций
  3. Должностные инструкции
  4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ
  5. Годовой план работы логопеда
  6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся
  7. Паспорт логопедического кабинета
  8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий
  9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени)
  10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу
  11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта)
  12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга)
  13. Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года)

Учитель-логопед школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:

  • инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.
  • постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений»

Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов.

Инструктивное письмо

Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).

На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка на логопункт служит наличие у него следующих дефектов:

  • общего недоразвития речи разной степени выраженности
  • фонематического недоразвития речи
  • недостатков произношения — фонетического дефекта
  • дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия)
  • нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами

Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Групповые занятия проводятся:

  • с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю
  • с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю
  • с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю
  • с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю

Продолжительность группового занятия составляет40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Согласно инструктивному письму РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:

Речевое нарушение Городской логопункт
С общим недоразвитием речи (ОНР) до 4
С неярко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) до 5
С фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и фонетическим недоразвитием (ФН) до 6
С нарушением письма, обусловленным ОНР до 4
С нарушением письма, обусловленным НВ ОНР до 5
С нарушением письма, обусловленным ФФН и ФН до 6
Заикающиеся до 4
С недостатками произношения отдельных звуков до 7

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР

Этот сборник направлен на разработку и осуществление мер по всестороннему совершенствованию деятельности логопедов логопедических пунктов, усиление их роли в оказании специализированной помощи школьникам, имеющим нарушения письменной и устной речи.
Фактически он представляет собой положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, которое содержит следующие разделы:

  1. Общие положения
  2. Организация логопедической помощи
  3. Учитель-логопед
  4. Руководство и контроль за логопедической работой
  5. Приложения

В сборник также входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей.

В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работыза ставку заработной платы.

Так у учителей-логопедов и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю. Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.


Должностные инструкции логопеда

Перечень должностных инструкций логопеда обязательно должен быть на каждом логопункте, поэтому в рамках данного пособия он приведен с указанием основных разделов. Документ должен быть подписан логопедом по следующему образцу: «Ознакомлен(а)», подпись с расшифровкой и датой.

Должностная инструкция учителя-логопеда:

  1. Общие положения
    1. Должностные инструкции учителя-логопеда ОУ (образовательного учреждения) разработаны на основе:
      • тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе РФ №463/1268 от 31 декабря 1995 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»
      • положения о школьном логопункте
      • типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)
      • инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/ 20-4 «Об учителях логопедах и педагогах психологах учреждений образования»
    2. В своей работе руководствуется уставом дошкольного образовательного учреждения №_____, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями заведующего
    3. Учитель-логопед назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора ОУ
    4. Учитель-логопед подчиняется директору ОУ по административной линии, а по профессиональной линии — старшему логопеду района, логопеду-методисту района или ПМПК; согласует свою деятельность с научно-методическим центром, со специалистами-дефектологами вышестоящих органов управления образования
    5. В своей работе учитель-логопед ОУ руководствуется
      • законодательством РФ и региональным
      • конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25
      • всеобщей декларацией прав ребенка
      • приказами и иными документами соответствующих региональных органов управления
      • уставом ОУ
    6. Продолжительность рабочего времени в неделю составляет 20 астрономических часов педагогической и преподавательской работы, которая включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между ними (постановление правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 г. №191)
  2. Коррекционыые занятия
    1. Коррекционные занятия в ОУ проводятся с 15 сентября по 15 мая включительно
    2. Индивидуальные коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся не реже 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 мин. Перерывы между индивидуальными занятиями 5 минут
    3. Групповые коррекционные занятия проводятся по расписанию логопеда, продолжительность занятий 40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10—15 минут
    4. Материал для занятий должен отвечать коррекционным задачам и соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка
    5. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий возлагается на учителя-логопеда, родителей, учителей и администрацию ОУ
  3. Должностные обязанности учителя-логопеда ОУ
    1. Учитель-логопед имеет высшее дефектологическое образование
    2. Обследует воспитанников ДОУ с целью определения характера, структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта
    3. Направляет детей с тяжелыми нарушениями речи и другими отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, ЗПР и др.) в учреждения, способные решать вопрос о дальнейшей коррекционной помощи, а также для определения адекватной формы и программы обучения
    4. Проводит индивидуальные занятия по коррекции несложных речевых нарушений
    5. Повышает свою профессиональную квалификацию
    6. Консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи
    7. Ведет просветительскую работу среди педагогов и родителей, направленную на раннее выявление речевых нарушений, предупреждение тяжелых нарушений речи, в том числе письменной речи
    8. Ведет и своевременно оформляет соответствующую документацию (речевые карты на каждого ребенка, планы работы, тетради заданий и др.)
    9. С целью повышения профессионального уровня принимает участие в работе методических объединений, проходит курсовую переподготовку, аттестацию
    10. Участвует в работе Психолого-медико-педагогического консилиума ОУ по запросам администрации
    11. Работает в тесном контакте с другими педагогами школьного учреждения, обеспечивая комплексность воздействия на детей. Дает рекомендации педагогам ОУ по организации речевой работы с детьми в классе
    12. Проводит работу с родителями (законными представителями) воспитанников, давая консультации, проводя беседы, выступая по проблемам речевого развития детей
    13. Регулярно проходит медицинский осмотр и сдает экзамен по санитарному минимуму
    14. Не разглашает медицинские данные, предоставляемые родителями и узкими специалистами для оформления речевой карты, без письменного запроса другим учреждениям и физическим лицам

Годовой план работы логопеда

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный для себя вариант оформления журнала обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.

Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и полнотой сведений. Их цель — показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического обследования приведен ниже.


Журнал обследования устной и письменной речи учащихся

Ф.И. учащегося Класс Заключение логопеда Дата зачисления Дата выпуска Рекомендации
1. Иванов Иван 1 «Е» ФФНР 01.09.2017
2. Трофимова Ольга 1 «Е» Нарушения чтения 01.09.2017

Паспорт логопедического кабинета

Составляется логопедом и содержит сведения о:

  • состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами
  • расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т.д.)
  • наличии в кабинете мебели
  • наличии необходимых пособий (картотека)
  • наличии методической литературы
  • наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т.д.)

Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.

Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий

В качестве журнала посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный журнал.

Основная цель данного документа — фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.

Несмотря на то, что логопед является сотрудником образовательного учреждения и его занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и т.д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв ...» и т.д.

График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени

График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.

Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель — определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:

  • количество групп, занимающихся на логопункте
  • количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю
  • частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком
  • продолжительность занятий и перерывов между ними

Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе — устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.

Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.


Циклограмма рабочего времени на 20__/20 учебный год логопеда

Понедельник
11.00 - 11.40 — группа №1
11.50 - 12.30 — группа №2
12.40 - 13.00 — индивидуальное №1
13.05 - 13.25 — индивидуальное №2
13.35 - 14.15 — группа №3
14.15 - 15.35 — работа с докумен-тацией
Вторник
13.05 - 13.25 — индивидуальное №4
13.35 - 14.15 — группа №4
14.25 - 15.05 — индивидуальное №5
15.15 - 15.35 — индивидуальное №6
15.40 - 16.00 — индивидуальное №7
16.10 - 16.50 — группа №5
16.50 - 17.45 — работа с докумен-тацией
Среда
11.00 - 11.40 — группа №1
11.50 - 12.30 — группа №2
12.40 - 13.00 — индивидуальное №1
13.05 - 13.25 — индивидуальное №2
13.35 - 14.15 — группа №3
14.20 - 15.10 — консультации
15.00 - 15.35 — работа с докумен-тацией
Четверг
13.05 - 13.25 — индивидуальное №4
13.35 - 14.15 — группа №4
14.25 - 15.05 — индивидуальное №5
15.15 - 15.35 — индивидуальное №6
15.40 - 16.00 — индивидуальное №7
16.10 - 16.50 — группа №5
16.50 - 17.45 — работа с докумен-тацией
Пятница
11.00 - 11.40 — группа №1
11.50 - 12.30 — группа №2
12.40 - 13.00 — индивидуальное №1
13.05 - 13.25 — индивидуальное №2
13.35 - 14.15 — группа №3
14.20 - 15.10 — консультации

Примечания:

  • Посещение педагогического совета, перерывы между занятиями, оформление документации и консультирование не входит в «чистое» рабочее время специалиста, т.е. не считается коррекционной работой. В циклограмме не отражается. Данное время считается присутствующим и входит в общий график специалиста
  • Перерывы между занятиями соответствуют временному отрезку перемен данного образовательного учреждения (если перемена 10 минут, то перерыв между групповыми занятиями 10 минут, если перемена 20 минут — перерывы между занятиями 20 минут)

Календарно-тематическое планирование на каждую группу

Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.

Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т.д.

Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление.

Приблизительный перечень тем занятий по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания с элементами оптической дисграфии.

Аналитический отчет о проделанной работе в конце года

После проведения коррекционной работы в конце учебного года логопед составляет годовой отчет. В данном отчете учитель-логопед указывает не только результаты деятельности за год (сколько детей выпущено с уровнем письма и чтения, соответствующим норме; сколько продолжат обучение; сколько детей прервали занятия в течение года и по какой причине), а также динамику в ходе коррекционного обучения во всех группах и у каждого ребенка индивидуально (данные логопед берет из протоколов мониторинга).

Помимо статистических данных отчет содержит и анализ проведенной работы, а также сведения о том, в каких мероприятиях он участвовал в течение года, как специалист данного ОУ.


Часть 2. Обследование устной и письменной речи детей

Проблема нарушений письменной речи у детей — одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна.

Предложенная в данном пособии система обследования речи детей является результатом отражения практической деятельности автора, разрабатывающего проблему нарушения письма и чтения применительно к младшим школьникам.

Система разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления.

Обследование речи младших школьников можно проводить с использованием речевой карты. Для простоты и удобства оформления результатов обследования автор предлагает протоколы обследования устной и письменной речи.

Необходимо обратить внимание на то, что у первоклассников с ОНР или ФФНР нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2-4 классов логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.

Особенности письменной речи у детей с дисграфией

У детей, обучающихся в массовых школах, встречаются различные формы дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Ниже представлены основные особенности письменной и устной речи детей-дисграфиков.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах обучения он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь на дефектное произношение звуков, и отражает свое неправильное произношение на письме.

При этом у ребенка в работе присутствуют замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в произношении. Иногда замены букв на письме остаются и после устранения нарушений звукопроизношения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка еще нет пока достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.
Акустическая дисграфия проявляется в работах ребенка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:

  • свистящие — шипящие (с-ш, з-ж)
  • звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)
  • твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц)

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).
Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, проявляется в ошибочном делении предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Это может быть:

  • слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»),служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных(«уворот» — «у ворот»)
  • сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»)
  • раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»)

Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов, вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Это может быть:

  • пропуск гласного, («крова» — «корова»),или согласного, особенно при стечении(«ратет» — «растет»,«мика» — «мишка», «лит» — «лист»)
  • добавление гласного («палаток» — платок»)
  • перестановка букв («коно» — окно»)
  • пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»)

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Аграмматизмы на письме проявляются:

  • в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»)
  • в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»)
  • в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев»)

При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

  • замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ)
  • замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж)
  • замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш)
  • зеркальное написание букв (с — е , э — е)

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.
Раздел программы рассчитан на 91 час. Работа охватывает все уровни автоматизации и дифференциации изучаемых звуков (звук, слог, слово, словосочетание и предложение, связная речь). Работу проводят в виде дифференцировок звуков на всех этапах: от изолированного до звуков в связной речи. Параллельно работают над звукопроизношением. Данный раздел программы рекомендован для детей с ФФНР и ОНР.



Использованная литература:
Е.В. Мазанова «Школьный логопункт». М., «Гном и Д» 2009 г.