Компетенция деятельности - УЧИТЕСЬ русскому языку вместе с RusForAll! Закажите свой учебник прямо сейчас

Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности

  1. Компетентность в области личностных качеств
    1. Эмпатийность и социорефлексия
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
      • Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
      • Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе
      • Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
      • Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся
    2. Самоорганизованность предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять те-кущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех наме-ченных целей урока
      • Рабочее пространство учителя хорошо организовано
      • Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагоги-ческой деятельности
      • Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации
      • Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
    3. Общая культура, уровень его интеллигентности.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы
      • Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам
      • Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни
      • Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении
      • Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи
  2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания:
    • Выбор и формулирование цели занятия (мероприятия)
    • Переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников)
    • Формулирование и обоснование цели урока или задания
    • Создание образа результата и объяснение системы требований к нему
    • Описание способа достижения результата и объяснение требований к нему
    • Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагоги-ческой деятельности
    • Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситу-ации
    • Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой
    1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особен-ностями обучающихся (воспитанников).
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету
      • Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
      • Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока
      • Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся
      • Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока
    1. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока
      • Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач
      • Может сформулировать критерии достижения целей урока
      • Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока
      • Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями
    1. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока
      • Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения
      • Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой
      • Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока
      • Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока
  3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности
    1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету
      • Отмечает даже самый маленький успех обучающихся
      • Демонстрирует успехи обучающихся родителям
      • Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам
      • Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех

      Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать ситуации, обеспе-чивающие успех в учебной деятельности» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

    1. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанни-ков).
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:
      • Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации
      • Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к раз-личным темам преподаваемого предмета
      • Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности
      • Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке
      • Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержа-ние, методы, результаты и др

      Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать условия обеспече-ния позитивной мотивации обучающихся» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

    1. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:
      • Умеет активизировать творческие возможности обучающихся
      • Демонстрирует практическое применение изучаемого материала
      • Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий
      • Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью сво-боды и ответственности
      • Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты
  4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
    1. Компетентность в методах преподавания.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:
      • Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации
      • Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы
      • Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы
      • Владеет современными методами преподавания
      • Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии
    1. Компетентность в предмете преподавания.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Учитель хорошо знает преподаваемый предмет
      • Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей
      • При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообра-зования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.)
      • В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов
      • Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету
    1. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается последующим параметрам:
      • Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся
      • Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом
      • Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на ос-нове устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей
      • Имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальны-ми особенностями
      • Подготовленные учителем характеристики обучающихся, отличаются хорошим знанием индивиду-альных особенностей, обоснованностью суждений
  5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материа-лов и принятии педагогических решений
    1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и ди-дактические материалы.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ
      • Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки
      • Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету
      • Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач
      • Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность
    1. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов
      • Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество
      • Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы
      • Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства
      • Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов
    1. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения
      • Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни
      • Умеет аргументировать предлагаемые им решени
      • Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов
      • Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений
  6. Компетентность в области организации педагогической деятельности
    1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог
      • Умеет разрешать конфликты оптимальным способом
      • Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами
      • Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
      • Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину
    1. Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников).
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать
      • Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности
      • Излагает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами
      • Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности
      • Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)
    1. Умение реализовать педагогическое оценивание.
      В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
      • Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании
      • Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки
      • Применяет различные методы оценивания обучающихся
      • Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся
      • Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности